Для учащихся 1-4 классов

«Приданое куклы Арины»

Дети в игровой форме знакомятся с основными видами рукоделия на Руси, могут увидеть и прикоснуться к старинным предметам для рукоделия. Вместе с научным сотрудником раскрывают для себя понятие «приданое» и что в него входит.

«Икона первая моя»

В форме сказки детям дается представление об иконе, её чудесных свойствах, истории появления икон на Руси, мастерах-иконописцах: «красочниках» и «личкунах». Ребята узнают требования, предъявляемые к иконописцам, получат представление о древнейшей технологии выполнения иконы (выбор доски, изготовление клея, поволока, левкосный, золоченый и красочный слои, олифа). Вас ждёт рассказ о необычной иконе «Прибавление ума». На занятии раскрываются понятия добра, зла, смелости, справедливости, умения «держать слово».

«Старинная книга»

Сотрудник музея в форме беседы познакомит учащихся с историей возникновения книги, инструментами и материалами, используемыми в разных странах для написания книг в древности (папирус, глиняные дощечки, пергамент, береста, бумага). Учащиеся узнают об этапах изготовления книги и познакомятся с техниками написания книг, рецептами чернил, украшениями для книг, познакомятся с особенностями нумерации, услышат рассказ о появлении первой печатной книги на Руси и процессе книгопечатания.

«От лучины до электрической лампы»

Учащиеся узнают о значении огня в жизни человека, познакомятся с историей предметов освещения дома, с использованием старинных предметов освещения в современной жизни, а также увидят их наглядно (светец с лучиной, каганец, свеча, керосиновая лампа, фонарь, электрическая лампа и др.).

«Эх, лапти, лапоточки»

Учащиеся услышат историю о самой древней и популярной обуви русской деревни – о лаптях. Познакомятся с процессом их изготовления, увидят подлинные инструменты для плетения лаптей, узнают обряды, приметы и поверья, связанные с лаптями.

«В мире музыкальных инструментов»

Школьники познакомятся с историей появления народных музыкальных инструментов на Руси, особенностями и основными видами ударных, духовых и струнных, бытовых и сезонных музыкальных инструментах. В завершении урока – игра «Угадай инструмент по звуку», в которой всем желающим предоставляется возможность помузицировать и даже стать участником импровизированного «оркестра народных инструментов».


«Как у наших у ворот песня детская живет»

Музейный урок познакомит учащихся начальной школы с многообразием жанров и направлений в детском фольклоре, весело и быстро научит с помощью народных игр запоминанию считалок, небылиц и перевёртышей.

«Кукла-берегиня»

На музейном уроке дети услышат легенду о появлении первой куклы, узнают о трёх основных разновидностях народной куклы, о различных видах русской народной куклы-закрутки из ткани. В увлекательной беседе будут раскрыты значение и особенности обереговых и обрядовых кукол (куватка, кукла-колокольчик, пеленашка, сонница-бессонница, неразлучники и др.). Также во время урока научный сотрудник музея проведёт с учащимися мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

«Добрых рук мастерство»

Учащиеся познакомятся с традициями и особенностями глиняной игрушки России. Полученные знания помогут в дальнейшем определять её разновидности: каргапольская, абашевская, филимоновская. И завершается урок просмотром видеофильма об особенностях изготовления и росписи старооскольской глиняной игрушки.